О МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ
КБО ВАКО «СОЮЗ» И РЦ НТТУ
Интенсивные темпы роста наукоемких технологий в настоящее время требуют от высших учебных заведений подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения. Для аэрокосмической отрасли, где используются самые передовые технологии, эта задача приобретает особое значение. В эпоху инновационного развития общества на рынке интеллектуального труда становятся необходимыми и востребованными специалисты, обладающие не только высокими профессиональными знаниями, но и навыками организационной, воспитательной, управленческой работы, имеющие собственное научное мировоззрение, устойчивую гражданскую позицию, а именно - грамотно развитые творческие личности. Поэтому реализация методических принципов инвариантности, сопряженности, неразрывности, преемственности с производством, наукой и культурой является актуальной и значимой.
Если раньше задача воспитания творческой личности решалась через научно-исследовательскую работу обучающихся на кафедрах, школьные научно-технические общества и т.д., то в настоящее время эти формы воспитательной работы в образовательных учреждениях сведены к минимуму. Эти объективные трудности могут быть во многом скомпенсированы путем развития творческого потенциала обучающейся молодежи через различные научно-образовательные программы.
С этой точки зрения космонавтика как область науки и техники представляет собой уникальное поле исследовательской и образовательной деятельности, где пересекаются сферы интересов практически всех направлений научного знания. Такая комплексная область деятельности, как исследование и освоение космического пространства, позволяет найти приложение наклонностям и интересам любого обучаемого независимо от возраста молодого человека, углубляя и расширяя их. Изучение космического пространства позволяет связывать воедино многообразие знаний из различных областей как гуманитарных, так и технических.
Такой подход позволяет напрямую соединить передний край науки и громадный опыт отечественной космической промышленности с познавательными возможностями будущих специалистов, а применение глобальной сети Интернет позволит значительно расширить количество обучаемых студентов по принципу дистанционного обучения.
Выполнение проекта дает возможность реализации некоторых принципов, входящих в основу воспитания творческой личности:
принцип познания через обучение технике и техническому творчеству – формирует профессионально-значимые личностные качества, такие, как эмоционально-волевая стабильность, коммуникабельность, смелость принятия решения и другие;
принцип коллективного взаимодействия – вырабатывает умение неконфликтно работать в творческих группах, брать ответственность на себя, доводить дело до конца и т.д.
принцип сотрудничества (межвузовского и международного) – вырабатывает умение уважать достижения коллег, правильно оценивать себя, общаться и работать с носителями других культур и другие. |