КБО ВАКО «СОЮЗ» - КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЦ НТТУ
Проблема подготовки высокообразованных специалистов, достигших высших уровней не только в профессиональном, но и в ментально-личностном развитии имеет свои специфические особенности. Элитные специалисты - это профессионалы, которые наряду с высоким уровнем фундаментальных и специальных знаний, присущих выпускникам высших учебных заведений, обладают еще и рядом особых профессионально-значимых личностных качеств (ключевых компетенций), например, таких как:
- культура системного мышления (ментальная грамотность);
- культура организационного поведения (социальная грамотность);
- культура профессиональной деятельности (функциональная грамотность).
Однако, формирование профессионально-значимых личностных качеств - непростая задача. По существу, это двуединая задача, включающая в себя как целевой отбор талантливой молодежи, ориентированной на последующую работу в аэрокосмической отрасли, так и специальное их организационно-методическое сопровождение в процессе обучения.
В первом случае речь идет о так называемых расширенных характеристиках «входа» - дополнительных критериях отбора обучающихся, которые со масштабны его будущей профессиональной деятельности, например:
- теоретические знания (результаты общеобразовательной подготовки в школе);
- когнитивность (обучаемость, восприимчивость, усвояемость);
- креативность (умственные способности, одаренность);
- трудоспособность (энергетический потенциал, эмоционально-волевая стабильность);
- актуализированность (психологическая готовность, мотивированность).
Имеет место и ряд других профессионально и социально-значимых личностных качеств, которые посредством традиционно проводимых конкурсах, конференциях или олимпиад не могут быть выявлены и оценены. Посредством повсеместно используемых тестов не удается отличить природно-одаренного абитуриента от «заученного», так как такие личностные характеристики, как обучаемость, эмоционально-волевая стабильность и другие из рассмотрения, естественно, выпадают. Здесь дело в принципе, так как используемые средства единовременной одномоментной диагностики не позволяют оценить характеристики, которые для своего выявления требуют развернутых во времени информационных обратных связей.
В этом смысле организационная и функциональная структура аэрокосмического образования является наиболее эффективным учебно-воспитательным средством, которое свободно от вышеперечисленных недостатков. В структуре образовательного процесса органически сочетаются с одной стороны, возможность целевой подготовки и последующего многофакторного отбора талантливой молодежи не только по критериям оценки знаний, но и с учетом их социально-личностных качеств, а с другой - возможность их профессионального сопровождения в процессе обучения, включая и послевузовскую стадию. Имеется в виду работа студентов и школьников в командах и рабочих группах над реальными проектами с применением новых информационных технологий. Тем самым и обеспечивается возможность уже в процессе обучения наработать так называемые внелогические формы знаний (социализированность, коммуникативность, корпоративность и другие), которые с трудом передаются из поколения в поколение и должны нарабатываться творческой личностью индивидуально и каждый раз заново.
|