КБО ВАКО «СОЮЗ» - КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЦ НТТУ

Проблема подготовки высокообразованных специалистов, достиг­ших высших уровней не только в профессиональном, но и в ментально-личностном развитии имеет свои специфические особенности. Элитные специалисты - это профессионалы, которые наряду с высоким уровнем фундаментальных и специальных знаний, присущих выпускникам выс­ших учебных заведений, обладают еще и рядом особых профессиональ­но-значимых личностных качеств (ключевых компетенций), например, таких как:

  1. культура системного мышления (ментальная грамотность);
  2. культура организационного поведения (социальная грамотность);
  3. культура профессиональной деятельности (функциональная гра­мотность).

Однако, формирование профессионально-значимых личностных качеств - непростая задача. По существу, это двуединая задача, вклю­чающая в себя как целевой отбор талантливой молодежи, ориентиро­ванной на последующую работу в аэрокосмической отрасли, так и спе­циальное их организационно-методическое сопровождение в процессе обучения.
В первом случае речь идет о так называемых расширенных харак­теристиках «входа» - дополнительных критериях отбора обучающихся, которые со масштабны его будущей профессиональной деятельности, например:

  1. теоретические знания (результаты общеобразовательной подго­товки в школе);
  2. когнитивность (обучаемость, восприимчивость, усвояемость);
  3. креативность (умственные способности, одаренность);
  4. трудоспособность (энергетический потенциал, эмоционально-волевая стабильность);
  5. актуализированность (психологическая готовность, мотивирован­ность).

Круги

Имеет место и ряд других профессионально и социально-значимых личностных качеств, которые посредством традиционно проводимых конкурсах, конференциях или олимпиад не могут быть выявлены и оце­нены. Посредством повсеместно используемых тестов не удается отли­чить природно-одаренного абитуриента от «заученного», так как та­кие личностные характеристики, как обучаемость, эмоционально-воле­вая стабильность и другие из рассмотрения, естественно, выпадают. Здесь дело в принципе, так как используемые средства единовременной одномоментной диагностики не позволяют оценить характеристики, которые для своего выявления требуют развернутых во времени инфор­мационных обратных связей.
В этом смысле организационная и функциональная структура аэрокосмического образования являет­ся наиболее эффективным учебно-воспитательным средством, которое свободно от вышеперечисленных недостатков. В структуре образовательного процесса орга­нически сочетаются с одной стороны, возможность целевой подготовки и последующего много­факторного отбора талантливой молодежи не только по критериям оценки знаний, но и с учетом их социально-личностных качеств, а с другой - возможность их профессионального сопровож­дения в процессе обучения, включая и послевузовскую ста­дию. Имеется в виду работа студентов и школьников в командах и рабочих группах над реальными проектами с применением новых информационных технологий. Тем са­мым и обеспечивается возможность уже в процессе обучения нарабо­тать так называемые внелогические формы знаний (социализированность, коммуникативность, корпоративность и другие), которые с тру­дом передаются из поколения в поколение и должны нарабатываться творческой личностью индивидуально и каждый раз заново.

 
bottom
Hosted by uCoz